Часто задаваемые вопросы

Я использую масло ТНК Супер 10W40 на авто 2107, авто 3 года. После замены масла в районе 1000-1300 масло темнеет. Это нормальное явление или нет? Благадорю за ответ
Добрый день Эдуард. Мы приняли Ваш запрос по использованию масла ТНК Супер 10W-40 в Вашем автомобиле. Дело в том, что масло темнеет не от того, что оно быстро окисляется и не соответствует своим физико-химическим и эксплуатационным характеристикам, а от того, что в нём правильно работают моюще-диспергирующие присадки, которые моют и очищают двигатель в процессе эксплуатации. В следствии этого масло становится темным и складывается впечатление, что его уже нельзя эксплуатировать. Это не так.Масло чернеет потому что двигатель становится чище.
 
Вопрос следующий:
какой аналог российского гидравлического масла соответствует степени очистки 16/13 (на гидробаке написано, что используется масло AW 46 OIL POLLUTIONAL INDEX ISO 16/13)?
Масло AW 46 - это ТНК Гидравлик HLP 46. Класс чистоты у него обычно 10-й по ГОСТ 17216 (15/12 по ISO) – это лучше чем 16/13. Классы чистоты на ТНК Гидравлик HLP мы теперь указываем в паспортах качества – для справки.
 
Эксплуатирую Ниву, в том числе и в зимний период когда температура уходит далеко за ноль градусов. Нива это как полноприводный автомобиль имеет и коробку и раздатку и 2 моста,и все это раскрутить давольно сложно. Подскажите какое масло использовать.
Для коробки передач - TNK Trans KP Super SAE 75W-90 API GL-4, так как в коробке есть синхронизаторы, чувствительные к коррозии, а противозадирная присадка, которая содержится в маслах GL-5, корродирует цветной металл. Для раздаточной коробки и мостов ТНК Транс Гипоид SAE 80W-90 API GL-5.Данное масло содержит противозадирную присадку, которая в гипоидной передаче предотвращает явление адгезии (прилипания, микросварки) шестерен, работающих при больших ударных нагрузках.В раздаточной коробке нет синхронизаторов, так что там тоже может применяться масло уровня GL-5 - ТНК Транс Гипоид SAE 80W-90.
 
Чем отличается синтетическое масло от минерального?
 
Отличие состоит в основном в молекулярном строении базы (основы) масла. В процессе производства синтетических масел “строятся” (синтезируются) молекулы с заданными, оптимальными эксплуатационными свойствами. Синтетические масла в отличии от минеральных имеют максимальную химическую и термическую стабильность.
Химическая стабильность означает, что при работе синтетических масел в двигателе с ними не происходит каких-либо химических превращений (окисления, парафинизации и т.п.), ухудшающих его эксплуатационные характеристики.
Термическая стабильность означает сохранение оптимального значения вязкости масла в широком диапазоне температур, что означает легкий и безопасный пуск двигателя на морозе и одновременно максимальную защиту двигателя в его самых высокотемпературных зонах при работе на высоких скоростях и нагрузках. Благодаря особенностям своего молекулярного строения синтетические масла обладают более высокой (по сравнению с минеральными) текучестью и проникающей способностью.
 
Как поступать, если в инструкции на автомобиль рекомендуются какое-либо специальное масло без указания конкретных спецификаций?
 
Обычно в инструкции по эксплуатации производителем приводятся требования к применяемым смазочным материалам в зависимости от температуры окружающей среды, режимов эксплуатации и т.д. Иногда, только в качестве примера, приводятся конкретные марки масел конкретных производителей. В этом случае, используя приведенные в данном буклете рекомендации, Вы сможете правильно выбрать подходящую марку масла.
Если же в рекомендациях производителя нет никаких требований к маслам, а рекомендован лишь один единственный продукт (название которого начинается в большинстве случаев с сокращенного названия фирмы-производителя автомобиля), то в этом случае владельцу такого автомобиля остается только поехать на ближайшую сервисную станцию и поменять там масло или же получить консультацию о том, где можно приобрести этот специальный продукт.

Как производить переход на использование синтетического моторного масла?
 
Если есть опасения, что при переходе на "синтетику" могут возникнуть проблемы, то следует придерживаться следующих рекомендаций:
  1. Сначала оценить состояние двигателя, т.е. проверить наличие отложений и дефектных сальниковых уплотнений. Если в двигателе уже имеются подтекания масла, то переход на "синтетику" невозможен до ликвидации причин, их вызывающих
  2. Если в двигателе имеются значительные отложения - "промыть" масляную систему двигателя
  3. Если есть основания полагать, что сальниковые уплотнения потеряли эластичность (о чем, например, говорят следы подтеков в местах посадки), то переход на "синтетику" лучше отложить до ремонта двигателя и замены сальников. Если же следов подтеканий не наблюдается, то для надежности можно порекомендовать сначала перейти на использование полусинтетического масла и проехать на нем полный интервал до замены. Если и после этого подтеки в местах посадки сальников не появились, то можно переходить на использование синтетических продуктов.
 
 
Как производить "промывку" двигателя?
 
Необходимость в промывке возникает не тогда, когда масло в двигателе кажется “слишком” темным и Вы думаете, что двигатель “грязный”. Как раз наоборот, случается, что в двигателе имеются значительные отложения, а масло даже после нескольких тысяч километров пробега остается чистым и прозрачным. Это показатель того, что данное масло не обладает необходимыми “моющими” свойствами и его необходимо поменять.
Промывочное масло ТНК Промо Экспресс рекомендуется применять перед каждой сменой моторного масла следующим образом:
  • прогреть двигатель до рабочей температуры;
  • слить старое моторное масло;
  • залить масло промывочное ТНК Промо Экспресс и дать поработать двигателю на холостом ходу 15-30 минут, слить жидкость, заменить масляный фильтр, залить свежее масло.
При сильном загрязнении процедуру рекомендуется повторить. Не рекомендуется в процессе проведения промывки давать повышенную нагрузку на двигатель.
 
Как переходить с одной марки моторного масла на другую?
Если ранее в двигателе использовалось качественное масло (минеральное или синтетическое) производства ведущих фирм, не нарушались интервалы замены, двигатель не имеет значительных отложений, то переход на использование масла другой марки производится в соответствии с обычными рекомендациями по замене масла, которые приводятся в инструкции по эксплуатации. Во всех остальных случаях, а именно:
  • если неизвестна марка залитого в двигатель масла
  • если неизвестен пробег автомобиля после последней замены масла
  • если имеются значительные отложения на внутренних поверхностях двигателя, которые возникают обычно при использовании некачественных масел, нарушении сроков замены или попадании в масло посторонних веществ, таких как охлаждающая жидкость, специальные добавки в масло и т.п.
необходимо произвести “промывку” двигателя.
 
Насколько можно увеличить или уменьшить интервал замены масла?
Интервалы замены устанавливаются производителями автомобилей и приводятся в инструкции по эксплуатации. Если в инструкции приводится интервал замены 10 000 км, то в общем случае подразумевается, что используется минеральное масло стандартного качества. При этом интервал имеет некоторый запас, так как срок службы очень сильно зависит от условий эксплуатации автомобиля. Если автомобиль эксплуатируется
  • только в городе с частыми поездками на короткие расстояния
  • с прицепом
  • в спортивном стиле с частыми перегревами двигателя
  • на топливе сомнительного качества
  • без надлежащего технического обслуживания и правильных регулировок
то такой автомобиль попадает в так называемую "группу риска", и в этом случае необходимо рассмотреть вопрос сокращения интервала замены масла, во имя сохранения двигателя.
Если же все вышеперечисленные факторы отсутствуют, и риска повреждения двигателя нет, то при условии использования качественного масла и отсутствии угрозы потерять гарантию, интервал замены масла можно увеличить.
 
Есть ли разница между маслами для бензиновых и дизельных двигателей?
В большинстве случаев моторные масла для легковых автомобилей, "джипов", микроавтобусов применимы как для бензинового, так и для дизельного двигателя. О применении каждого конкретного масла для бензинового или дизельного двигателя можно узнать по спецификациям API, которые оно имеет.

Можно ли применять современные моторные масла (в том числе синтетические), имеющие самые высокие спецификации (такие, как например SAE SM/CF) для использования в подержанных автомобилях, у которых требования к маслам значительно ниже?

Конечно можно. Слишком “хорошего” масла не бывает. Чем качественней масло, и, чем, соответственно, выше его спецификации, тем лучше оно будет защищать даже самый “старый” или изношенный двигатель. Исключения из этого правила см. в ответе на вопрос "В каких случаях могут возникнуть проблемы при переходе на использование синтетического моторного масла?"

Имеет ли значение порядок написания "бензиновых" и "дизельных" спецификаций в обозначениях класса качества моторных масел по API?

Нет, не имеет. Нет никакой разницы (с точки зрения применения масел для бензиновых или дизельных двигателей), в каком порядке написаны спецификации. Например: API SJ/CF означает то же, что и API CF/SJ. Ни о каком преимущественном применении для бензиновых или дизельных двигателей порядок написания не говорит.

Что такое "индекс вязкости" и как его использовать для сравнения различных марок масел?

Индекс вязкости - это безразмерная величина, характеризующая способность масла работать в широком диапазоне температур. Чем выше индекс вязкости, тем относительно меньше меняется вязкость масла при изменении температуры. Иными словами чем выше этот параметр, тем относительно ниже вязкость масла (а следовательно и лучше пусковые свойства масла) на морозе и одновременно там, где температура масла достигает высоких температур, вязкость (а следовательно и защитные свойства масла) будет относительно выше. Таким образом, чем выше индекс вязкости, тем относительно выше "качество" масла с точки зрения вязкости. Для минеральных моторных масел значение индекса вязкости обычно не превышает 160, для синтетических составляет 170 и выше.

Что такое "температура застывания" и можно ли по ней определить низкотемпературный предел применения масла зимой?

Температура застывания, приводимая обычно в разделе технических характеристик масла, получается в результате лабораторного теста и является температурой, при которой масло практически полность теряет текучесть (подвижность). На самом же деле работоспособность моторного масла теряется намного раньше уже при значительно менее низких температурах, когда оно уже потеряло способность быть прокачанным штатной системой смазки двигателя. Таким образом, при подборе масла для использования в зимнее время нужно руководствоваться не температурой застывания, а классом вязкости по SAE. Температура застывания часто используется в рекламных целях, она так же может быть завуалирована под терминами "потеря текучести", "потеря подвижности" и т.д. При этом указываются фантастические цифры, начиная от - 50С и ниже, но для реальной эксплуатации это имеет лишь косвенное значение.

Что такое "SAE"?

Спецификация SAE (SAE - общество инженеров-автомобилистов США) является международным стандартом, регламентирующим вязкость масел. Ни о качественных характеристиках масел, ни их применении для конкретных марок автомобилей и типов двигателей спецификация SAE не говорит.

Для примера разберем, о чем говорит, например, обозначение SAE 10W-40 для моторных масел. Обозначение класса вязкости “10W” дает нам информацию о зимнем применении данного масла (W - это начальная буква английского слова WINTER - зима). Иными словами, от правильного выбора этого параметра зависит насколько легко, а самое главное без негативных последствий, Вы сможете запустить двигатель на морозе.

Класс вязкости "40" в нашем примере является так называемым “летним” классом и говорит о том, насколько масло способно сохранять работоспособность в высокотемпературных зонах двигателя.

Наличие только одного из рассмотренных параметров в обозначении класса вязкости по SAE говорит о сезонности данного масла (SAE 10W - зимнее сезонное масло, SAE 40 - летнее сезонное масло). Присутствие же в обозначении сразу двух классов (как в нашем примере - SAE 10W-40) говорит о всезезонности данного масла.